А. С. Пушкин "19 октября": анализ стихотворения

А. С. Пушкин 19 октября

Читать: Стихотворение А. С. Пушкина "19 октября"

День 19 октября 1811 года – несомненно, важная дата в истории русской литературы, В этот день был открыт Царскосельский лицей, и Александр Пушкин стал одним из его первых воспитанников. В 1817 году поэт окончил учебу и вместе с друзьями-лицеистами договорился встречаться каждый год 19 октября. В 1825 году Пушкин был в ссылке и не смог приехать на встречу, прислав лишь стихотворение, посвященное событию. 

Главная тема стихотворения 

Тема содружества и верности в дружбе – основная в произведении. Поэт обращается к друзьям, вспоминает дни, проведенные вместе и тех, кого уже нет с ними. Он жалеет о том, что не может быть вместе в этот день. Поэт соединяет в стихотворении два мотива: одиночества, грусти, скорби и неразделимости «вечного» союза, братства. Еще одной темой, которой дышит произведение – поиск своего пути в жизни. Призвание человека, напоминает поэт, часто можно увидеть уже с юных его лет. И куда бы не забросила судьба лицеиста, каких бы высот в карьере он не достиг, поэт призывает не забывать лицейский союз и годы учебы, проведенные вместе.

Стихотворение начинается с описания осеннего пейзажа, подчеркивающего печальное настроение поэта. Как мы помним, в это время он был в ссылке, в Михайловском. Одиночество стало его спутником на два долгих года, что для поэта было тяжким испытанием. Поэтому с особой теплотой в стихотворении описаны моменты приезда, а иногда и случайных встреч в сельской глуши с тремя друзьями из лицейского братства: Дельвигом, Пущиным и Горчаковым. Грусть поэта разрастается от воспоминаний о товарищах, которых уже нет, и размышлениях о неискренности новых дружеских связей. Настроение меняется, когда поэт ободряется мечтой о том, что в следующем году он точно будет вместе с друзьями и призывает радоваться, «пока ещё мы тут». 

Стихотворение заканчивается эмоциональным напутствием сохранения верности лицейскому братству. Полноту чувств и эмоций подчеркивают риторические восклицания и вопросы. Стихотворение наполнено многочисленными образами: огня жизни» и холода смерти, лицемерия многих нынешних «друзей» и настоящего братства царскосельского, образа лицея как «Отечества», которому он посвящает гимн. 

Структурный анализ стихотворения 

Пушкинские стихи богаты изобразительными средствами: метафорами, олицетворениями и, конечно же, эпитетами. С помощью их автор передает свои чувства: грусть, тревогу, гордость, признательность и братскую любовь. Читатель хочет сопереживать поэту и радоваться вместе с ним. 

Размер стихотворения – пяти- и шестистопный ямб. Пушкин в стихотворении использует два типа рифм – опоясывающую и перекрестную. Стихотворение содержит девятнадцать строф. Каждая строфа состоит из восьми строк. Жанр стихотворения «19 октября» – дружеское послание. На это указывают и многочисленные обращения, встречающиеся в тексте. Как и во многих других произведениях Пушкина чувства и эмоции поэта тесно связаны, вплетены в описания природы.

Для поэта друзья играли огромную роль в жизни. Его открытая натура и горячее сердце требовали дружеского общения всечасно. И с годами Пушкин не потерял эту особенность своей личности. Вспомним: даже умирая, он хотел быть в кругу друзей.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.